Ампир и его лучшие представители

Ампир (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. 

Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало ясно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился течением историзма, чтобы потом снова возродиться.

Появление Ампира

Ампир насаждался государством сверху. Это официальный имперский стиль: архитектура, живопись, предметы интерьера. Исторически художественный стиль сложился во Франции  в начале XIX в, в период первой Империи Наполеона Бонапарта. В течении 10 лет французский Неоклассицизм переродился в холодный, помпезный, насыщенный, искусственно насаждаемый властью стиль.

Ампир коренным образом отличался от Классицизма. Главным образом он подчеркивает торжественный пафос, блеск и театральное великолепие. Художники французской Империи за образец принимали формы искусства Древнего Рима.

Наполеоновский Ампир

Наполеоновский Ампир можно считать достаточно жестким и холодным. Его также можно охарактеризовать определенным видоизменением классических элементов. Назначение стиля Ампир выражено в самом его названии. Оно означает, что это императорский стиль, который взял основные черты еще в наследии Древнего Рима.

И хотя стиль Ампир должен был подчеркнуть пышность и великолепие своего двора, все же ему удалось создать немного выдающихся произведении в архитектуре и скульптуре.  

Ампир в архитектуреАмпир в скульптуре

 

Основные представители стиля

Жак — Луи Давид.

Родился 30 августа 1748 года. В 1775-1780  обучался во Французской Академии в Риме, гле изучал античное искусство и творчество мастеров Эпохи Возрождения. В 1783 году был избран членом Академии живописи.

В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». Давид создаёт картины, посвящённые переходу Наполеона через Альпы, его коронации, а также ряд композиций и портретов приближённых к Наполеону лиц. После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо, в 1815 году бежал в Швейцарию. В августе того же года вернулся во Францию. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.

Жак-Луи Давид

жак луи давидЖак Луи ДавидНаполеон при переходе перевала Сен Бернар Жак Луи Давид

Огюстен — Александр Дюмон.

Французский скульптор. Первые познания в искусстве получил от своего отца,затем учился в парижском училище изящных искусств под руководством Картелье. В 1821 году был удостоен  римской премии за скульптуру «Эвандр оплачивающий своего сына Палланта». Жил 7 лет в Италии, где работал под руководством Кановы и исполнил статую фавна, играющего на свирели. По возвращении в Париж прославился исполнением монументальных портретных статуй и аллегорических скульптур для общественных зданий.

Огюстен Дюмон

 

Доменико Жилярди.

Швейцарский архитектор работавший в Москве 1785-1845гг. Пожар 1812 года, разоривший тысячи семейств, оказался золотой жилой для архитекторов. В 1813 году Доменико Жилярди поступил в Экспедицию кремлевского строения, работал над восстановлением Колокольни Ивана Великого и других зданий Кремля. В 1817 году, когда состарившийся отец вернулся в Швейцарию, Доменико унаследовал его должность архитектора Воспитательного дома. В этом же году он начал свою наиболее известную работу — восстановление здания Московского Университета на Моховой(1817—1819, совместно с  Д.Г.Григорьевым), сгоревшего в 1812 году. В следующем году Жилярди получил подряды на восстановление Екатерининского института и Вдовьево дома на Кудринской площади, сосредоточив в своих руках четыре крупных проекта. В 1826—1832 годах Жилярди восстановил Слободской дворец на Лефортовской площади.

Крупнейшая работа Жилярди в новом строительстве — здание Опекунского совета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (1823—1826). Это единственная его постройка «в чистом поле», не связанная необходимостью использовать старые фундаменты. Жилярди также строил в Москве. В 1832 году Жилярди уехал домой, в Швейцарию. На родине его единственной постройкой стала придорожная часовня близ Монтаньолы.

 

Осип Бове.

Российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма.

Бове родился в Санкт-Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлевского строения у Ф.Кампорези. В 1816 году Бове получил звание архитектора от совета Императорской Академии Художеств.

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкция Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлевский (Александровский) сад, построен Манеж(инженерная структура разработана А.А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824; переработанный проект А.А.Михайлова). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828-1833). Триумфальные ворота, возведённые по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1869 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Большой театр работа Осипа Бове Работы Осипа Бове

Особенности стиля

Особенность архитектурного ампира состоит в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов. Также это могут быть мотивы копирующие без изменений античные образцы скульптуры грифоны , сфинксы и т.п. Художественный замысел стиля с его монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, был призван подчеркивать идеи могущества власти и государства.

Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, платья шили с высокой талией под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Подол платья расшивали золотом и серебром. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу. Декольте тоже были максимально открытыми.

женский портрет ампирженский портрет ампир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up