Основные направления в живописи

   Живопись – вид изобразительного искусства, датируется она примерно 30 000 – 10 000 годами до нашей эры. За все это время живопись развивалась и менялась, формируя различные направления и стили. С основными из них предлагаю ознакомиться здесь.

Ренессанс или Возрождение

Город Флоренция в Тоскане известен как Родина Ренессанса. Эта эпоха 14-16 столетий стала культурным расцветом европейской истории. Возникла она на почве падения Византийской империи, люди вынуждены были бежать, прихватив с собой свое культурное наследие. Таким образом произошло возрождение античных взглядов с небольшими изменениями на современный манер. Мастера стали работать со светскими сюжетами, идеями процветания. Гуманистические идеалы и античность, традиционные религиозные сюжеты. В работах прибавляется реалистичность, картины пишутся с учетом правил анатомии, на заднем плане часто встречаются пейзажи и интерьеры. Важной экономической составляющей развития культуры Возрождения стал подъём городов в Северной части Центральной Италии. Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов.

Наиболее выдающиеся представители: Иероним Босх, Тициан, Леонардо Да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти. 

Барокко

Живопись Барокко – характеризуется динамизмом “плоскостью и пышностью форм”. Датируется культурой 17-18 в.в., родом из Италии. Основные черты произведений неестественная вычурность и элитность, порочная красота. В барокко сочетаются фантазия и реальность, возвышенное и приземленное. Художники в стиле барокко сознательно работали над тем, чтобы отделить себя от художников эпохи Возрождения.  Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. В отличие от спокойных лиц картин эпохи Возрождения, лица в картинах барокко четко выражали свои эмоции. Художники часто использовали асимметрию. Другим важным элементом живописи барокко была аллегория; каждая картина рассказывала историю и имела сообщение, часто зашифрованное аллегорическими символами, которое образованный зритель должен был знать и читать.

Наиболее выдающиеся представители: Рубенс, Караваджо, Рембрандт, Ян Вермеер, Эль Греко, Веласкес.

Классицизм

Классицизм – художественное направление в живописи 17-19в.в., в основе лежат идеи античности нашедшие свое выражение в философии Декарта. Согласно этой философии произведение должно торжествовать над хаосом и выполнять воспитательную функцию. Художники ставили себе цель приобщить ценителей к высокой морали и сдержанной культуре. Во многом классицизм опирался на античное искусство взяв его за образец. В эту эпоху в странах Европы происходит большой культурный рост и переоценка ценностей. Основными элементами были линия и светотень – они помогали выявить пластику фигур и предметов, разделить пространственные планы. В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах.  В середине XIX века против консерватизма бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Наиболее выдающиеся представители: Карл Брюллов, Пуссен Никола, Антонио Каналетто, Жак-Луи Давид.

Готика

Готика –  это направление можно кратко охарактеризовать как “устрашающе величественный”.  Пришла территории Западной, Центральной, Северной и Восточной Европы на смену Романскому стилю постепенно вытесняя его. Период развития с 11 по 16 в.в. Мастера отошли от византийских канонов и привнесли в свои произведения индивидуальные черты. Готика появилась во всем – в скульптуре, живописи и архитектуре. Готическая живопись отличается своей спецификой в композиции цвета и оттенков, напряженностью сюжета.

Наиболее выдающиеся представители: Джотто, Ян Полак, Ян Ван Эйк, Дуччо, Симоне Мартини.

Натюрморт

Натюрморт – в переводе с французского мертвая природа. Появился он в 15-16 в.в. , окончательно сформировался как жанр в живописи голландских и фламандских художников 17 в. На подобных картинах были изображены неодушевленные предметы: цветы, дичь, кухонная утварь, которые демонстрировали состоятельность своих хозяев, служили украшением интерьера.

Наиболее выдающиеся представители: Клара Петерс, Питер Клас, Ян Давидс де Хем, Анри Фантен-Латур, Ян Баптист Веникс.

Рококо

Рококо – термин пришел в употребление в середине 18 в. Основа этого направления вечная молодость и красота, бегство от реальности. Молодость тут подчеркивалась при нанесении румян на лица персонажей.  Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Картины насыщены декоративными деталями, грациозным узорным ритмом, особенность произведений: легкость, игривость, изящество.

Наиболее известные представители: Фрагонар, Франсуа Буше, Антуан Ватто, Никола Ланкре, Джамбаттиста Тьеполо.

Реализм

Реализм – в узком смысле означает позитивизм, как направление в живописи в конце 19 в. Реализм выступает в основном как эстетическая позиция, согласно которой необходимо как можно точно передать окружающую обстановку, оставаясь при этом объективным. Границы этого направления изменчивы, многогранен и многовариантен.

Наиболее выдающиеся представители: Эдуард Мане, Караваджо, Ян Вермеер, Эдгар Дега, И.И. Шишкин, И.Е. Репин.

Натурализм

Натурализм – в переводе с латинского природа, развитие этого направления пришлось на 1870 годы. Целью натуралистов было, как можно более точно передать реальность без прикрас, повседневную жизнь обычных людей низшего и средних сословий. Художники зачастую рисовали и сцены насилия и унижения, не стесняясь показывать быт злачных мест, таких как трущобы и бордели. Герои этих произведений не могут нести ответственности за свою жизнь, ведь у них просто нет выбора.

Наиболее выдающиеся представители: А. Мутт, Л. Лермит, Ф. Пелез, Ж. Бастьен-Лепаж.

Импрессионизм

Импрессионизм – в переводе с французского впечатление это направление зародилось во Франции в 19-20 веках. Импрессионизм строится на восприятиях и навыках перспективы, важно не то, что изображено, а то как это сделано. Картины писались мелкими и контрастными мазками, что не требовало смешения красок, пытаясь уловить впечатление от увиденного и передать относительное восприятие.

Наиболее выдающиеся представители: Эдгар Дега, Клод Моне, Эдуард Мане, Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро.

Минимализм

Минимализм – художественное течение которое возникло в Нью-Йорке в 1960 годах. Данное направление стремится передать простую суть и форму предметов, отсекая все ненужное. Подобные картины наполнены скрытым смыслом и метафорами, мастера не передают реалистичность и субъективность, оставляя это сделать зрителю. 

Наиболее известные представители: Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джад, Роберт Моррис.

Абстракционизм

Абстракционизм – в переводе с латинского отдаление, увлечение, первое произведение было написано в 1910 году. Это направление показывает нетрадиционные формы в привычной нам реальности. Главная цель состоит в том, чтобы написать множество разноцветных форм и образов, которые смогут наиболее полно рассказать о сюжете произведения.

Наиболее выдающиеся представители: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Романтизм

Романтизм – это направление сформировалось в конце 18 начале 19 в.в., в Европе и Америке.  Объектом идеала выбрали скрытые душевные переживания человека, выражалось это в написании сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. При помощи ярких красок художники воспевали необыкновенные пейзажи, красивых девушек, буйство стихии и прекрасные сказки.

Наиболее выдающиеся представители: Франциско Гойя, И. Айвазовский, Каспар Давид Фридрих, Карл Шпицвег, Люси Мэдокс Браун, Жилло Сент-Эвр.

Экспрессионизм

Экспрессионизм  – от латинского выражение, наибольшее развитие получил в начале 20 столетия. Это направление ставит перед собой одну задачу, передать то, что чувствовал автор картины в момент ее создания. В этом жанре ярко выражена склонность к пессимизму, мистике и унынию. Экспрессионизм возник, как болезненная реакция на уродства цивилизации 20 века, революцию и Первую мировую войну. Принцип выражения эмоций здесь преобладает над самим изображением, очень распространенными мотивами были выражение боли и крика.

Наиболее выдающиеся представители: Эгон Шиле, Карл Ойген Кель, Ежи Хулевич, Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский.

Сюрреализм

Сюрреализм – от французского “надреализм” основной смысл этого понятия совмещение сна и реальности. Направление это сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Характерные черты направления это аллюзии, парадоксальное сочетание форм, искажение реальности, впервые возникло во Франции в 1920 годах.

Наиболее выдающиеся представители: Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Валентина Гюго, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта.

Модерн

Модерн – в переводе с французского современный. Модерн сочетает в себе художественные и практические функции произведений, пытается привлечь зрителя во все прекрасные сферы деятельности человека. Произведениям этого направления свойственна декоративность, ассиметрия, сочетание крупных деталей и тонких нюансов, на которых выделяются лица и фигуры. Наиболее распространено это направление было в конце 19 начале 20 веков.

Наиболее выдающиеся представители: Густав Климт, Леон Бакст, Фернан Кнопф, Эдвард Мунк, Михаил Врубель, Валентин Серов.

Ню

Ню – в переводе с французского нагота, обнаженность. Это направление отображает красоту и эстетику обнаженного тела, корни этого жанра уходят в далекое прошлое (каменный век). Произведения в этом жанре показывают идеальное представление о красоте, полноценное восприятие мира. Ню долгое время мог проявляться только через мифологический или религиозный контекст, поскольку раньше изображение обнаженного тела было вызывающим. 

Наиболее выдающиеся представители: Амори Дюваль, Сандро Ботичелли, Тициан, Рубенс, Франсуа Буше.

Привитивизм

Примитивизм – стиль зародился в 19 веке, состоит из осознанного упрощения картины, которое напоминает рисунки ребенка или людей первобытных времен. Направление считалось одним из способов поиска выражения в живописи.

Наиболее выдающиеся представители: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Екатерина Медведева, Павел Леонов, Елена Волкова, Марк Шагал. 

Поп-Арт

Поп-Арт – в переводе с английского популярное или естественное искусство, появилось впервые в Западной Европе и в США в 1950-1960 годах. Этот стиль показывает объекты массовой культуры, которые представлены в другом аспекте. Объектами становились предметы обихода, упаковки товара и даже различные фрагменты механизмов.

Наиболее выдающиеся представители: Ричард Гамильтон, Мел Рамос, Джеймс Рицци, Уэйн Тибо, Энди Уорхол, Питер Филлипс, Марисоль Эскобар.

Авангардизм

Авангардизм –  в переводе с французского означает передовой отряд, он был направлен на эстетическую революцию. Авангардисты использовали в своем творчестве эстетику улицы, города, природы. Направление можно охарактеризовать как, противоречивое, сложное, требующее особого осмысления. Впервые появилось в 1910-1940 годах.

Наиболее выдающиеся представители: Анри Матисс, Кандинский, Рауль Дюфи, Марке.

Ампир

Ампир – в переводе с французского стиль, империя. Он выделяется помпезностью, театральностью. Мастера работавшие в этом жанре использовали ренессансные приемы в живописи, подчеркивали могущество и власть имперской власти Наполеона I.

Наиболее выдающиеся представители: Жак-Луи Давид, Франсуа Паскаль Симон Жерар.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up