Загадочный портрет Марии Лопухиной. История жизни Марии.

Это еще одна история из мира живописи, когда загадочное влияние портрета на людей не поддается здравому смыслу и логическому объяснению.

Владимир Лукич Боровиковский

Владимир Лукич Боровиковский

Владимир Лукич родился в Миргороде 24 июля 1757 года. Отец, дядя и братья были иконописцами, в молодости Владимир обучался у отца иконописи. В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В.В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Санкт-Петербург.

Получил звание «назначенного в академики» в 1795 году. В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 стал советником Академии художеств.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе «Умирающего сфинкса». Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой «Союз братства». Этого художника причисляют к эпохе сентиментализма. В то время это было модно. Умиляться красивому цветку или рассвету, пению птиц, юным девушкам надлежало вовремя терять сознание, показывать свою хрупкость и ранимость.

Все работы Боровиковского легко узнаваемы. Задумчивость и бледность в лицах женщин, одновременно овеяны дымкой торжественности и согреты внутренними эмоциями и переживаниями представительниц прекрасного пола той эпохи.

Но одна работа безусловно выделяется на фоне остальных, это портрет Марии Лопухиной, с которым связано много историй и легенд.

Работы Боровиковского В.Л.

Мария Лопухина и ее судьба

Граф Иван Толстой

Граф Иван Толстой

В семье графа Ивана Толстого была семь детей, Мария была старшей. Она с детства была милой, спокойной и рассудительной девочкой, любила своих младших сестер и с удовольствием проводила с ними много времени. А вот с братьями отношения у девушки складывались не так замечательно. Всему виной был буйный нрав, взрывной характер и необоснованная жестокость по отношению к людям и животным. Детство проходило в Костромской губернии, где наследники наслаждались свободной и вольной жизнью.

В 1797 году Марию решено было выдать замуж за егермейстера Ивана Лопухина, которому на тот момент было 28 лет, девушке же всего 18.

Несмотря на то, что супруг очень нежно и трепетно относился к Марии, полюбить его девушка так и не смогла. Но не стала перечить воли родителей и покорно вышла замуж.

Семейная жизнь длилась недолго, спустя всего три года девушка тяжело заболела и умерла. Наследников Мария не оставила.

Мария Лопухина фрагмент портрета

Загадка портрета Лопухиной

В 1797 году Боровиковский получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Автор со всей страстью художника приступил к написанию портрета грустной красавицы. 

Прекрасная графиня произвела на Боровиковского такое сильное впечатление, что он решил пойти наперекор устоявшимся правилам и канонам и написал портрет на фоне природы(в те времена портреты в первую очередь должны были указывать на социальный статус и подчеркивать состоятельность владельцев). 

К тому времени как работа была завершена Мария уже вышла замуж. И как было сказано выше вскоре скончалась, а вокруг портрета стали происходить странные события. 

Юная Мария смотрела с картины как живая. Во взгляде девушке была грусть и возможно предчувствие надвигающейся беды. Поползли слухи о том, Иван Толстой состоявший в обществе масонов, не смог оправиться от горя и решил «поместить» душу дочери в портрет. И именно по этой причине девушка выглядит столь красивой и «живой».

Также шли слухи о том, что если молодая, незамужняя девушка посмотрит на портрет, то вскоре скончается от неизлечимой болезни. И как утверждали современники, таких несчастных  девушек было уже более десяти.

И так, на протяжении многих лет портрет оставался в доме племянницы Марии, вдали от общественности. До тех пор, пока картину случайно не увидел всем нам известный меценат Павел Третьяков.

Третьяков фотоТретьяковская галерея

Третьяковская галерея

Третьяков просто влюбился в эту работу и решил несмотря ни на какие трудности приобрести ее. После долгих и трудных  уговоров, он все таки выкупил портрет.

Последний необычный случай который произошел с этим портретом, случился в первую же ночь, после того, как картина попала в галерею.

В поисках свободного места Третьяков увидел свободное пространство рядом с портретом князя Куракина. Т.к. оба портрета написал Боровиковский, то Третьякову показалось логичным разместить их рядом. На утро, придя в галерею коллекционер увидел, что портрет князя валяется на полу и падение было настолько неудачным, что была повреждена и картина и рама.

Этот случай очень заинтересовал и удивил Третьякова и он проводит свое небольшое расследование. Как оказалось, при жизни Мария Лопухина на дух не переносила князя Куракина, который вел распутный образ жизни и не пропускал ни одной юбки.

Пришлось Третьякову искать другое место для престарелого князя.

После того,  как картина оказалась в галерее, ничего мистического больше не происходило и со временем слухи сплетни сошли на нет. Сейчас, оставив в покое мистическую составляющую этого портрета нельзя не отметить большую эстетическую ценность этого произведения. 

Эта работа по праву считается лучшей в жанре сентиментализма и является воплощением идеала женской красоты в русском искусстве той эпохи.

Это был золотой век русского портрета и Боровиковский считался его признанным мастером, возможно на это повлияло и то, что художник был тайно влюблен в молодую графиню. А любовь, как известно творит чудеса.

Зал третьяковской галереи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up